Сочинение «Тарас Бульба»


Тарас Бульба – это собирательный образ героя казацкой вольницы, черты которого Гоголь взял не только из исторических документов, но также из народных песен и легенд. Поэтому попытки оценивать деяния былинного героя с позиций современной морали правомерны не более чем судебные решения о бесчинствах Одиссея по законам Греции XXI века.

Свобода и воля

Но человек привыкает мыслить современными ему категориями. По этой причине порой возникают мнения о Запорожской Сечи как о первом демократическом государстве в Европе. Хотя первые демократические образования Европы возникли в Древней Греции, а лучшие мыслители того времени считали демократическую власть далеко не лучшей формой правления.

Строй жизни, который существовал в Сечи гораздо верней называть вольницей. Демократии как власти народа, а тем более — как власти от имени народа, там, конечно же, не было. Демократия – это подчинение, пусть даже и мнению большинства. Воля – это право жить так, как ты считаешь верным.

Конечно, любая свобода ограничена свободой другого человека. Именно на этой основе возникает принцип равенства всех перед законом. Но вольность – это братство совершенно иного порядка, объединяющее людей со схожими взглядами на ценность и смысл существования. Понятий «выгодно – невыгодно», «дорого – дешево» у человека вольного не существует. Он мыслит категориями любви и нелюбви: любви к родине, нелюбви к ее захватчикам.

Любое изменение жизненного уклада при этом неизбежно воспринимается как посягательство на волю. Именно поэтому Тарас Бульба живет по старинке, и совершенно не воспринимает новых веяний и порядков, приходящих из Польши.

Порядок – это всегда, в большей или меньшей степени, насилие. Порядок, привносимый извне – это оккупация.

В традициях вольного казачества воспитывает Тарас и собственных сыновей. И хотя, понимая неизбежность перемен, он отправляет детей набраться ума в академии – пренебрежение основными принципами вольности для него неприемлемо. И уж тем более не поймет Бульба забвения родины ради любви к женщине.

Я тебя породил

Убийство сына Андрея – самое страшное и спорное место книги. Ромео и Джульетта приучили нас, что любовь преодолевает любую вражду. Но иногда любовь вражду порождает.

«Я тебя породил, я тебя и убью!» — говорит Тарас Бульба, поскольку в его понимании «порожденный» — это часть родины. Тот же, кто отвернулся от нее, уже не родня тебе.

Это сознает и сам Андрей. В этом смысле между отцом и сыном нет никакого недопонимания. «Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя — ты», — говорит Андрей панночке. Таков его выбор.

Для Тараса и его сына Остапа подобная дилемма попросту невозможна. И если это учитывать, совершенно очевидным становится, что Тарас Бульба – любящий отец, который, рискуя жизнью, присутствует во враждебной толпе при казни сына. И конечно, он – заботливый командир, который и перед лицом смерти, указывает своим воинам наилучший путь к отступлению.


Добавить комментарий

Ваш ответ

Отвечая на вопрос, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сервиса.