одинок я нет отрады м.ю лермонтов сочинение


Предчувствие ранней смерти

Белинский называл его «поэтом другой эпохи». В Лермонтове жил и парадоксальный Печорин, и проницательный Вернер, и добрейший Максим Максимович. Друзья отмечали, что при знакомстве Лермонтов был холоден, но стоило лишь один раз пробить «ледяную скорлупу» его и в нем обнаруживался чуткий и страстный человек. Слухи о черствости поэта распускали те недалекие люди, которые не понимали всего трагизма ситуации.

Лермонтов предчувствовал свой ранний уход, смерть уже приходила за ним не раз. В последний год жизни Лермонтов творил настолько плодотворно, что творческое наследие 1841 года можно приравнять ко всему тому, что было сделано им в предыдущие годы.

Одинок я нет отрады

Одиночество лермонтовских героев

Уже в раннем творчестве Лермонтова звучат мотивы, которые станут определяющими для его прозы и лирики. Тема одиночества преподносится поэтом в духе байроновского романтизма:

Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом…

Лермонтовский Печорин раскрывает эту мысль более полно, объясняя отсутствие друзей тем, что из двух друзей один – всегда раб другого. У лирических же героев Лермонтова тема одиночества приобретает оттенок странничества, ухода от мира. В «Узнике» желания героя сведены к минимуму: черноглазая девица, черногривый конь и стать свободным хоть на день. Свобода превозносится как наивысшая ценность. Для поэта – это свобода мыслить и творить. Но Лермонтов жил в эпоху николаевской реакции, когда всякая живая мысль была преступна. И вот итог прожитого им:

Одинок я — нет отрады стены голые кругом…

Одинок я нет отрады

Эту трагическую тему продолжает произведение «Плененный рыцарь». Герой с завистью смотрит на птиц, свободно летящих в небе. Безусловно, рыцарь говорит от лица Лермонтова:

Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решетка бойницы…

И лишь только смерть, как верный оруженосец, приходит за рыцарем, чтобы освободить его и помочь слезть с коня там, за гранью…

Одинок я нет отрады

Мотив одиночества является главным в лирике Лермонтова. Хотя Лермонтов и был самым умным и образованным человеком своего времени, он был ярким индивидуалистом и не находил понимания у современников. Так же у Лермонтова было обостренное чувство собственного достоинства, что и приводило его два раза к барьеру.

На первой дуэли этот замкнутый человек показал всю свою гуманность и благородство. Вместо того чтоб выстрелить в спровоцировавшего дуэль и промахнувшегося Де Баранта, Лермонтов выстрелил в воздух. Во время второй дуэли Лермонтов и вовсе отказался стрелять в противника, и был расстрелян в упор, безоружный и мужественно спокойный. Это был настоящий рыцарь, одинокий, благородный и великодушный.


Добавить комментарий

Ваш ответ

Отвечая на вопрос, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сервиса.